ОТРАВЛЕННЫЙ
"Ты совсем, ты совсем снеговая,
Как ты странно и страшно бледна!
Почему ты дрожишь, подавая
Мне стакан золотого вина?"
Отвернулась печальной и гибкой...
Что я знаю, то знаю давно,
Но я выпью и выпью с улыбкой
Все налитое ею вино.
А потом, когда свечи потушат.
И кошмары придут на постель,
Те кошмары, что медленно душат,
Я смертельный почувствую хмель...
И приду к ней, скажу: "Дорогая,
Видел я удивительный сон,
Ах, мне снилась равнина без края
И совсем золотой небосклон.
Знай, я больше не буду жестоким,
Будь счастливой, с кем хочешь, хоть с ним,
Я уеду, далеким, далеким,
Я не буду печальным и злым.
Мне из рая, прохладного рая,
Видны белые отсветы дня...
И мне сладко - не плачь, дорогая, -
Знать, что ты отравила меня".
Н. Гумилев создал сложное стихотворение "Отравленный". В работах этого автора любовь занимает далеко не последнее место. Чувство любви Н. Гумилев рассматривает с разных сторон. В данном произведении рассматриваются отношения любви, которые настолько приятны, что могут быть губительными.
Можно предположить, что отравление (смерть) в стихотворении рассм-ся, как психологическая утрата своего "я". Любовь слепа, это знает каждый. Поэтому, неоспоримо то, что влюбленные, словно растворяются друг в друге, соединяясь в единое целое. Как следствие: личностные границы смываются. Зачастую, в творчестве о любви мелькают фразы: "утопать в глазах", "раствориться на губах". Иногда мы встречаем такое высказывание: "Любовь это сладкий яд". Как вариант: бокалом золотого вина, т.е. своей любовью, героиня отравила любимого. Однако же, автор пишет, что героиня "совсем снеговая", "как-то страшно бледна". Она переживает и не находит себе места. Это может служить подтверждением тому, что травит героя она невольно. Естественно, в этой крупной ситуации она не безучастна. Автор вкладывает в сны героя кошмары, что "приходят на постель" и "медленно душат". Кошмары - страхи. Возможно, герой все же боялся этой смерти, растворения и утраты себя.
Еще я рассмотрела абсолютно иной смысл. Прочитав слова героя: "будь счастлива, с кем хочешь, хоть с ним", - я увидела скрытое присутствие третьего лица, завуалированное выражение ревности героя. Ревность - яд. Одно из коварных свойств ревности это способность подорвать веру в себя. А это может внести определенную туманность в ясную картину любви. Если ревность присутствует, то герой осознает и соглашается с данным чувством, хоть и не в силах от него избавиться: "И мне сладко знать, что ты отравила меня".
Стихотворение, несмотря на поэтику, пронизано болью. Очень ярко выражена тема утраты. Любящий героя явно не готов к этому. Испытывая ревность, герой чувствует свою уязвимость. Героиня же представленно косвенно, почти второстепенно. Произведение посвящено личным переживаниям и эмоциональному всплеску. Гумилев удивляет читателя тонким звучанием неуловимых оттенков душевных порывов.
Вот какой конторной крысой я порой могу быть Сухо и жестко описать самую нежную тему